по публикации Марии Урановой (публикуется с разрешения КомпьюАрт)
Современные полиграфические программы умеют импортировать файлы, цветоделенные на Spot colors, смешивать Spot colors с обычными триадными цветами и все это легко и правильно выводить на пленки и формы. А Photoshop предложил специальные каналы для работы с этими - как бы все-таки сказать по-русски? - Spot colors.
Все называют ЭТО по-разному: некоторые - смесевыми цветами,
некоторые - плашечными, кто-то, не мудрствуя, -
дополнительными, а кое-кто - даже декоративными. Корни этих
переводов ясны - разные полиграфические (полиграфисты
переводили!) характеристики этих самых Spot colors. Возможно,
более логичным был бы перевод от противного: нетриадные цвета
- но уж больно неуклюже, "непечатно" как-то звучит. Обращение
к общему англо-русскому словарю тоже не дает никаких
подсказок, только "пачканье", "маранье" - и все в том же
поллоковском духе. Зачем понадобился такой лингвистический
экскурс? Во-первых, считайте, что это извинение за то, что я
буду все-таки называть ЭТО просто... "Spot colors"! Пока
как-то не унифицируется перевод. А во-вторых, каждый из
переводов, как мы увидим дальше, указывает на какой-то один
аспект их применения.
Если перевести "Spot color" как
"плашечный цвет", по способу применения, то его, очевидно,
можно использовать для печати объекта в отдельный прогон как
плашки (то есть области со 100-процентным заполнением); под
плашку, кстати, нетрудно сделать выборку (Knockout-маску) в
остальных каналах.
Слева - в CMYK, справа - в RGB
На этой операции следует остановиться
особо - ввиду ее каверзности. Она нужна в двух случаях.
Первый: вам страшно хочется порезвиться с печатью Spot colors,
вы спите и видите дополнительные Panton'овые прогоны,
изысканные дуплексы и слайды, цветоделенные на две краски...
Но реальность груба, все ваши заказы идут на обычную
четырехцветку и печататься будут в городке NN, где Panton'ов в
глаза не видали, а про прочии давно забыли. Тогда,
порезвившись от души и не без пользы для вашего дизайна со
всеми этими новыми Spot Channal'ами, вы вынуждены будете с
тяжелым вздохом перевести окончательный результат в
"съедобный" для вашей NN-ской типографии вид, то есть в CMYK.
Такое использование команды Merge можно считать скорее
случайным, эпизодическим. Основное ее назначение - возможность
более или менее достоверно увидеть результат ваших
экспериментов. Как? - удивитесь вы, ведь если не всякий
постоянно смотрит в Info и "щупает" свою работу пипеткой, то
на монитор-то смотрит каждый, хотя и не все ему доверяют. Так
вот, для тех, кто ему все-таки немного доверяет (ну, там,
калибратор есть, "Гамма" новая адобовская появилась): не нужно
обольщаться и слишком внимательно смотреть на экран - он врет!
Что он показывает? Думаете, если вы решили поиздеваться над
Photoshop'ом и назначили в пустом файле один-единственный
Spot-канал, поместили в него какую-то картинку и определили
его цвет как 100C, 0M, 0Y, 0K, то на мониторе вы увидите то же
самое, что и при помещении этой картинки в канал Cyan'a? Вовсе
нет. Вместо этого вы увидите, что произойдет, если
конвертировать файл в RGB, "приклеить" (Merge) к нему
Spot-канал, а затем перевести файл обратно в CMYK.
Естественно, чистого Cyan'a вы после этого уже не увидите, а
ведь в Spot-канале был задан чистейший Cyan! И при выводе из
программы верстки файла, сохраненного в DCS 2.0, вся картинка
будет честно помещена на форму С. Может быть, вы все-таки
хотите увидеть с точностью, доступной вашему монитору в
передаче CMYK-файлов, что у вас получится после печати? Тогда
попробуйте провести операцию "приклеивания", причем не в
модели RGB, а обязательно в модели CMYK. Вы можете испугаться,
увидев, как изменится цвет, но лучше испугаться сейчас, когда
все еще можно исправить, а не тогда, когда вы получите готовый
тираж.
При печати непрозрачной голубой краской
поверх сплошной черной плашки (100% Black) там, где на долю
голубой краски придется х%, там от черной останется 100-х%,
так как х% площади забьется абсолютно непрозрачной голубой.
Вверху - результат Merge в модели CMYK, подтверждающий это, а
внизу - результат Merge, проведенного в RGB. Вместо 70C, OM,
OY, 30K получили 98C, 8M, 4Y, 26K. Странно, не правда ли? Для
чистоты эксперимента установки в Color Settings >CMYK Setup
должны быть нейтральными: растискивание 0%, генерация черного
Maximum, предел черной краски 100%, предел совокупной краски
400%, в Color Settings>Grayscale.
Наименьшие потери ждут
вас в случае работы с каналом, чья Solidity равна 0%. После
склеивания вы увидите некоторый непредсказуемый Cast, сдвиг
цветов, особенно заметный на оттенках, близких к нейтральным.
А если работа велась с Solidity = 100%, то есть имитировалась
печать абсолютно непрозрачной краской, вы можете испытать
сильный шок - так мало сходства будет у того, что вы получили,
с тем, что вы видели на мониторе в процессе работы. Обидно,
что и CMYK не безгрешен. И дело не только в том, что при
наложении 100% на 100% полупрозрачной Yellow мы все равно
увидим все те же 100% Yellow - в CMYK-то больше не бывает,
только RGB может попытаться изобразить чуть больше. Беда в
том, что Merge в модели CMYK, склеивая проценты одной и той же
краски, вообще не обращает внимания на ее прозрачность. В
результате 60% прозрачного Cyan'a, наложенные на его же 25%,
изображаются теми же 70%, что и при непрозрачных красках. Кому
же верить?..
К сожалению, и CMYK не безгрешен. Вообразим
ситуацию, когда при печати в две Spot-краски обе имеют сильную
желтую составляющую, то есть, представив их в CMYK, получим,
например, в одной 100% Yellow и в другой 100% Yellow. Если
краски непрозрачны, операция Merge, проведенная в модели CMYK,
не обманет: одна желтая краска перекроет другую, и в итоге
получатся те же 100% Yellow. А если краски прозрачны? При
наложении желтый усилится до цвета, не воспроизводимого в
CMYK, но операция Merge все равно не даст 200% Yellow (такого
не бывает!), а вот при выполнении Merge в RGB мы увидим
усилившийся желтый. Мало того, Merge в модели CMYK в некоторых
случаях вообще не обращает внимания на прозрачность и
склеивает 30% с 40% прозрачного голубого в те же 58%, что и
для непрозрачной краски. Кому же верить и что делать? Покупать
Panton'овские альбомы "Color+Color" или пользоваться
приблизительным экранным представлением, учитывая, что при
прозрачных красках лучше склеивать каналы в RGB, а при
непрозрачных - в CMYK.
Если при работе со слоями значение
Opacity верхнего слоя и режим наложения слоев определяют
проценты участия каждого из них в "склеенной" картинке, то при
работе с каналами параметр Solidity абсолютно не влияет на
цветоделение.
(c) ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ
© «Доби энд К» -
полиграфические услуги Москва
Создание веб сайта - Сила Солнца