Во время печати каждая точка растра превышает ту площадь, на которую
была рассчитана. При соприкосновении с бумагой она теряет свою
правильную круглую форму, а если расходится в ширину, то это уже
совсем не хорошо. При просмотре такого отпечатка невооруженным
глазом он кажется слегка темнее, а в тенях с плотностью более 80%
может вообще все слиться. Ещё сильнее растискивание влияет на
цветопередачу, особенно в тех случаях, когда цвет образуется
наложением двух или трёх базовых триадных цветов, каждый из которых
имеет небольшое процентное содержание.
Растискивание имеет две составляющие: естественная, то есть
неизбежно присущая офсетной печати, и побочная, возникающая из-за
нарушений технологии и регулировок машины.
Естественное растискивание в самом грубом приближении можно
представить как расплющивание капли краски под действием давления в
зоне печати. Собственно, от этого и происходит название явления. На
самом деле процесс значительно сложнее.
Расплющивание краски на поверхности бумаги зависит от свойств
офсетной резины, величины давления в зоне печати, вязко-текучих
свойств краски и, конечно, от толщины красочного слоя. Понятно, что
капля толщиной 2 мкм размажется больше, чем капля в 1 мкм. Диффузия
краски в толщи бумаги (растекание за счёт впитывания) тоже
увеличивает площадь пятна. Она зависит от текучести краски, скорости
её закрепления и пористости бумаги. Отражение падающего света от
бумаги происходит не только на её поверхности, но и за счёт рассеяния света в толще бумаги. Под красочным пятном образуется
тень, поэтому интенсивность отражённого света непосредственно рядом
с пятном меньше, чем на чистом участке бумаги. В результате кажется,
что площадь пятна несколько больше, чем на самом деле. Этот эффект в
основном зависит от прозрачности бумаги.
Это те явления, которые, в общем-то, мало зависят от печатной машины. Главное, что нужно иметь в виду - невозможно раз и навсегда
определить величину коррекции растискивания. Оно возникает при
использовании разных типов бумаги, а также увеличенного давления и
вязкости краски. Даже одна и та же краска может растекаться
по-разному при разной температуре.
Кроме этих естественных причин, к увеличению растискивания приводят
разные дефекты машины и нарушения технологии.
Наиболее близко к растискиванию по своей эффективной природе
относится смазывание. Оно возникает, когда офсетное полотно
проскальзывает относительно бумаги в зоне печати или относительно
печатной формы в зоне контакта с формой. Вот лишь некоторые причины:
некачественная офсетная резина, неправильно натянутая резина,
неверная толщина декеля, биение цилиндров, дефект шестерён привода
цилиндров, дефект подшипников цилиндров, нарушение регулировки
клапанов печатного цилиндра, неправильная установка формы (с
"пузырем"), коробленая бумага, образование "волны" листа на подаче,
чрезмерная липкость краски и т. д.
Бумага
Мелованная бумага впитывает краску в несколько раз слабее, чем
газетная бумага без покрытия. На последней, следовательно,
растискивание проявляется куда заметнее.
Краска
Попадание краски на бумагу происходит под некоторым давлением. Из-за
этого точка свежей краски на мелованной бумаге увеличивается по
площади. Степень этого увеличения, то есть растискивание от
давления, определяется в основном вязкостью краски. Тяжёлые краски,
обладающие высокой клейкостью, выжимаются значительно слабее, чем
лёгкие, более жидкие. Периферийное "вскипание" краски по окружности
точки. Если говорить об офсетной печати, то каждая точка растра
окружена тонким ореолом краски. Это происходит из-за того, что
каждая точка имеет микроскопический рельеф, и краска стекает к её
краям.
Наконец, растискивание зависит от состояния печатного пресса и
условий печати. Под этим пунктом собрано много разных причин, но по
отношению к вышеперечисленным факторам они оказывают на
растискивание не такое уж большое влияние.
Как определить растискивание
Чтобы определить реальное растискивание, необходимо отпечатать
измерительную шкалу полутонов. При фотовыводе следует исключить
любую компенсацию растискивания. С помощью денситометра узнать
плотность в контрольных точках шкалы. Стандарт предусматривает
измерение растискивания на 40 и 60-процентном сером. На практике
часто ограничиваются определением фактической плотности только в
одной точке - для 50-процентного серого, так как в средних тонах и
тенях растискивание приводит к затемнению изображения. В светах мы
сталкиваемся с потерей деталей и уменьшением контрастности. В самых
глубоких тенях также наблюдается потеря деталей и наплывание точек
растра одна на другую. Логично и замеры плотности производить, как
минимум, в пяти точках. На светлом конце шкалы на 100 градаций
серого надо воспользоваться ячейкой, где появляется растр регулярной
структуры. Обычно она соответствует 1 -4%. Если растр обнаруживается
при большей плотности, значит, были допущены ошибки при
экспонировании диапозитива, и заниматься дальнейшими измерениями нет
резона. На противоположном конце шкалы надо найти наиболее тёмную
точку, в которой ещё виден растр. Для бумаги без покрытия - это
где-то около 80%, для хорошей мелованной бумаги -примерно 90 -95%.
Для остальных точек принимаются те ячейки, в которых плотность по
показаниям денситометра соответствует 25%, 50%и 75% с точностью +/1.
Номера этих ячеек (скажем, 2, 17, 36, 64 и 94, включая точки на
концах шкалы) будут использованы для получения компенсационной
кривой.
Компенсация растискивания
Сделать растискивание в процессе печати нулевым невозможно в
принципе. По результатам измерения нетрудно построить график,
демонстрирующий степень растискивания в зависимости от плотности
исходного растра (заданного размера точек). Здесь требуется именно
нелинейная коррекция, а не простое увеличение яркости или гамма
функции, как это часто делают, не задумываясь о природе явления.
Данные для построения компенсационной кривой у нас уже сняты с
денситометра. Величины, откладываемые по вертикальной оси (ось
результатов)в опорных точках -это 0%, 25%, 50%, 75% и 100% по
горизонтальной оси, - соответствуют номерам квадратов, о которых мы
говорили выше. Как ей воспользоваться на практике, зависит от
приложения, с которым вы работаете. В Photoshop, например, её можно
записать на диск и затем подгружать на последней стадии обработки
иллюстрации с помощью команды Image/Adjust/Curves. Остаётся
добавить, что растискивание следует измерить не только для чёрного,
но и для остальных трёх каналов. Помните вторую причину появления
растискивания? Поэтому имеет смысл построить индивидуальные
компенсационные кривые для каждой краски.
Чтобы получить нормальную цветопередачу, на этапе подготовки плёнок
вводят соответствующую поправку, то есть, например, там, где должно
быть 50% растра, на пленке делают 32%. В процессе печати добавляется
18-процентное растискивание, и на оттиске имеем желаемые 50%.
Понятно, что такая коррекция будет работать только в том случае,
если растискивание всегда будет постоянным.
Другие варианты?
Конечно, если у вас нет денситометра,и возникают сложности с
фотовыводом тестовой шкалы или её печатью в типографии, то построить
точную кривую вы не сможете. Это не будет иметь смысла также при
чехарде с бумагой и красками. Что же можно рекомендовать в этом
случае? Разумеется, игнорировать растискивание -чистейший идиотизм,
за вас его последствия никто не исправит. Работать "на глазок"-наш
метод, но хороших результатов он не сулит. Остаётся воспользоваться
сильно усредненными компенсационными кривыми, предлагаемыми в
профессиональных программах подготовки графики и верстки. По крайней
мере, они позволят учесть, на бумаге какого типа будет печататься
ваше издание. Хотя, конечно, это очень сильно напоминает стрельбу по
уткам с завязанными глазами. Какой бы из методов вы ни выбрали для
борьбы с растискиванием - построение точных компенсационных кривых,
использование поставляемых с программой профилей, не забудьте, что
компенсацию надо произвести только один раз. Или при подготовке
иллюстраций в графическом редакторе, или при выводе из приложения
верстки.
Дополнительные схемы и иллюстрации к статье смотрите в журнале "Графо" №2'2000
© «Доби энд К» -
полиграфические услуги Москва
Создание веб сайта - Сила Солнца